30 ноября - 06 декабря 2018   № 32 (2234) Издается с 1990 г.
«Волчья стая» против международного права
Самое опасное в случившемся поздним вечером 25 ноября – то, что конвенция ООН о морском праве стала шаткой картой в хрупком карточном домике международного законодательства. Да, попытка прорыва двух бронекатеров серии «Волчья стая» киевского завода "Кузница на Рыбальском" из Черного моря в Азовское к украинскому Бердянску – это и провокация, и очередное напоминание западным партнерам с Банковой о себе, любимой.

Керчь-Еникальский судоходный канал меж двумя морями сравнивают после ноябрьского инцидента со Сциллой и Харибдой – но не настолько все литературно и поэтично. Задолго до крымского референдума от марта 2014 года суда перед вхождением в пролив отмечались в капитанской службе порта Керчь. Это важно для графика прохождения судов, а в сутки по Керченскому проливу следует от 80 до 150 судов. Тут - корабли разных классов и назначения, включая военные, в том числе как украинские, так и российские, а эти две страны делят Азовское море уже многие годы. Это также торговые суда, суда сопровождения, как протараненный буксир «Яна Капу», раболовецкие

Ежедневно в Азовском море находится от 10 до 20 траулеров под украинским флагом. 18783 судна с начала года до момента инцидента. При желании пройти в порядке очереди из Одессы в Бердянск Керченским проливом под аркой знаменитого моста, согласно постановлению Минтранса РФ № 313 от 21 октября 2015 года, требуется сообщить об этом в капитанскую службу порта Керчи за 48, 24 и 4 часа до начала маневра прохождения. Речь идет, конечно, и о пересечении российских территориальных вод, но также и о графике трафика – в судоходстве хаос недопустим.

Хронология конфликта

8 декабря в Москве состоялся пресс-брифинг по инциденту возле восточного берега Крыма с участием украинских ВМС. Спустя две недели после инцидента его провела Федеральная служба безопасности в лицах первого заместителя руководителя Департамента береговой охраны Пограничной службы ФСБ России Алексея Вольского и начальника Следственного управления ФСБ России Михаила Шишова. Минимум эмоций, вроде волнения на море и ночи, в которую украинские бронекатера пытались прорваться вне графика, расчехляя стволы скорострелных артиллерийских орудий.

25 ноября, 02.05. В 16 милях от мыса Такиль на восточной оконечности Крыма судна «Горловка» и «Яна Капу» объединились с бронекатерами киевского завода «Никополь» и «Бердянск», следуя в сторону Керченского пролива. Российский пограничный корабль «Изумруд» замечает корабли ВМС Украины, но получает заявление, что они не планируют пересечение Керчь-Еникальского канала, связывающего Черное и Азовское моря. Заявки на прохождение по проливу, согласно действующим более 20 лет правилам, обязательны для военных и гражданских судов, согласно межгосударственным нормативным актам, подаются в капитанскую службы города Керчь за 48, 24 и 4 часа до прохождения. Бронекатера «Бердянск», «Никополь» и буксир «Яна Капу» заявок не подали и декларировали невхождение в российские территориальные воды.

Для информации – пограничниками России досмотрено 12% судов, или 2052 судов из 18783 единиц. Из них 1183 следовали в российские порты Азовского моря, и 989 – в украинские проливы, то есть плавсредства под украинскими флагами досматривались реже, чем российские. На момент инцидента в районе якорных стоянок акватории Керчи находились 166 гражданских судов.

05.45. Командир российского пограничного сторожевого катера сообщил и о приостановлении мирного прохода украинских судов, ранее заправившихся скрытно в нейтральных водах. Пятью минутами позже командир бронекатера «Бердянск» заявил, что «мы имеем право на свободу судоходства». О ранее озвученном намерении не входить в российские воды, как и о несогласновании прохождения с капитанской службой Керчи уже не говорится.

7.01. Украинские корабли пересекли границу России, а граница там проходила и до вхождения Крыма в состав РФ в 2014 году, и продолжили маневрировать в российском территориальном море. Через двадцать минут на место инцидента прибыли российские пограничные корабли «Дон» и «Изумруд».

8.35. На украинских катерах были расчехлены артиллерийские установки, их стволы подняты на угол 45 градусов и направлены на российские суда, что является нарушением статьи 19 конвенции ООН по морскому праву – угроза силой. С 10.35 до 18.30 украинские корабли блокированы в районе якорной стоянки № 471 в южной части Керченского пролива.

11.30. Из порта Бердянска вышли два бронекатера – «Лубный» и «Кременчуг», но они блокированы пограничным сторожевым катером «Ямалец» в Азовском море и участия в инциденте не приняли.

18.30. Украинские корабли начали прорыв с якорной стоянки, маневрируя в российском море с приведенными в боеготовность орудиями – со снарядами в патронниках, с подключенным электорпитанием. Вооружение бронекатеров серии «Волчья стая» (6 катеров) – 30-мм автоматическая пушка ЗТМ1, 30-мм автоматический гранатомет и пулемет ПКТ калибра 7,62 мм, а также две ПТРК «Барьер» с лазерной системой наведения. Катера «Никополь» и «Бердянск» строились на военном заводе «Кузница на Рыбальском» президента Украины Петра Порошенко. Один инцидент на траверзе Керчи – и страна лишилась трети «Волчьей стаи»... Далее 2,5 часа идут бесполезные маневры, переговоры, свето-шумовые сигналы, даже предупредительный выстрел с дистанции 2 кабельтова.

20.55. Российский сторожевик «Изумруд» применил оружие по бронекатеру «Бердянск», повредив руль и обездвижив. При скорострельности 6-ствольной корабельной пушки мм 6000 выстрелов в минуту секунда – это сто снарядов калибра 30 мм. Судно легло в дрейф. Остальные суда также задрейфовали. Спустя 8 минут российские врачи оказали помощь троим раненым украинским морякам. Состояние их здоровья не вызывает опасения.

Бизнес-тренды и правовое поле вокруг инцидента

Совет безопасности ООН, не вынеся четкого решения по инциденту, нарушающему многолетнюю хорошую практику в области международного морского права, не поддержал Россию. Что цивилизованный мир не говорит, что Украина провела спецоперацию провокации России, чтобы президент Порошенко имел возможность ввести военное положение в 10 сложных политически областях– так это тоже неправда. Тактически от инцидента выиграла скорее Украина, продлившая мандат президента Порошенко, западную финансовую помощь и т.д. Объективно говоря, «военное положение без войны» - символ происходящего на Украине все последние годы.

«Инцидент с украинскими бронекатерами «Бердянск», «Никополь», и буксиром «Яны Капу», является провокацией против Крыма и Керченского моста, как предыдущие инциденты. Это – попытка проникновения диверсионной группы в районе Армянска 7 августа 2016 года, задержание двух украинских диверсионных групп, чей целью являлись военные объекты и инфраструктура жизнеобеспечения 10 ноября 2016 года и 15 августа 2017 года, захват российского экипажа траулера «Норд», капитан которого Владимир Горбенко до сих пор удерживается украинскими властями», - заявил начальник Департамента береговой охраны Пограничной службы ФСБ России Алексея Вольского.

Среди задержанных в 22.28 25 ноября украинских моряков - представитель предположительно СБУ, применявший жестокие пытки в отношении арестованных в городе Бердянск на украинской территории Азовского моря. Как было заявлено на брифинге, он опознан жителем Донецка. Данная информация получена и проверяется Следственным управлением ФСБ России, как заявил Михаил Шишов. Ранее было озвучено, что на бортах задержанных судов находится несколько координаторов операции СБУ, один из них — старший лейтенант Андрей Драч, который был на бронекатере «Никополь». Если вина подозреваемого в пытках арестованных жителей ДНР будет доказана, это может оказаться неприятным сюрпризом для действующего украинского режима. Пытки – это за пределами тех же международных конвенций. Можно допустить скорее, впрочем, что на Банковой назовут это очередной провокацией Кремля, согласно устоявшемуся шаблону «Савченко-Сенцова».

«Переход осуществлять скрытно, за границами береговых и морских районов наблюдения Черноморского флота и береговой охраны ФСБ России... во время выполнения заданий основные усилия сосредоточить на скрытном переходе до Керчь-Еникальского канала и его проходе», - как указало ФСБ, так написано на контрольном листе, изъятом при обыске на БАК «Никополь». С самими катерами этой серии (было 6, теперь стало на треть меньше) тоже занимательная история – это самые современные боевые суда ВМСУ, известные по серии «Волчья стая».

Суда, как гордость флота, действительно маневренные, скоростные. Сделано в Украине. Генеральный подрядчик – завод "Кузница на Рыбальском" (до переименования – "Ленинская кузница"), основным акционером этой компании в 2017 году выступал корпоративный инвестфонд "Прайм Эссетс Кэпитал" президента Украины Петра Порошенко. В декларации Порошенко указано, что он является конечным бенефициарным владельцем завода. Чистый доход завода президента в 2017 году за год увеличился в 6,6 раза (на 557,36%) – с 118,075 млн грн в 2016 году до 776,179 млн грн в 2017 году. Чистая прибыль за 2017 год - 18,621 млн грн, в 2016 году – 8,498 млн грн.

В одних ноябрьских маневрах на траверзе Керчи морская страна лишилась сразу трети «Волчьей стаи»... Что дальше? Пока – только слова президента Литвы Дали Грибаускайте во время визита в Украину, совпавшем с Керченской историей: «Мы знаем, что международные организации не приняли никаких санкций против российских действий, однако мы ввели свои, национальные санкции в знак протеста против атаки в Керченском проливе».

Но, как бы то ни было, скорее всего, Керченский кейс войдет в историю нарушений международного права.

08.12.2018




Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©