07 - 13 мая 2018   № 15 (2217) Издается с 1990 г.
Указ на прорыв
Президент определил основные рубежи развития страны
Последовавшее сразу же после инаугурационных торжеств сообщение о кандидатуре премьера, которую предложил Президент и ее утверждение в Государственной Думе, несколько оставило в тени документ, содержание которого во многом определит все содержание управленческой работы федеральных, региональных и муниципальных органов власти, ход развития страны на весь предстоящий президентский срок. Речь идет о реализации указа президента "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". Он же определяет главную задачу этого этапа и для еще несформированного до конца правительства - до 1 октября ему надо утвердить прогноз социально-экономического развития, а также основные направления деятельности правительства РФ до 2024 года.

По информации обозревателя РВ, работа над этими документами началась еще при ушедшем в отставку кабинете, но ее основные параметры все-таки претерпели в ближайшее время корректировку: администрация президента, готовившая Указ, основываясь на свежих экспертных заключений, ряд конкретных целевых показателей, особенно социального характера, не делала предметом предварительного обсуждения с соответствующими структурными подразделениями правительственного блока. И сейчас работа над «коррекцией» идет полным ходом. Прежде всего, в части создания «дорожных карт» реализации основных социально-экономических показателей, в числе важнейших с которых является вхождение страны число пяти ведущих экономик мира, снижение в два раза уровня бедности, увеличение продолжительности жизни. Но затяжка с согласованием министров может сказаться на качестве подготовки программных документов. Понятно, что главы ведомств, после их утверждения, внесут и свои коррективы в эти «дорожные карты», особенно в части касающейся распределения бюджетных средств, и возможности бюджетного маневра. Ведь именно на стадии подготовки прогноза и основных направлений деятельности правительства закладываются основные параметры «нулевого» чтения проекта бюджете, которые и создают главную интригу бюджетного процесса на современном этапе. И межведомственная борьба обещает быть весьма жесткой – уже сегодня стоимость достижения обозначенных показателей определяется экспертами в восемь триллионов рублей. И тот, кто сможет аргументированно отстоять приоритетность своих рубежей, и наибольшую эффективность бюджетных расходов для их достижения, получает наибольшие преимущества. Понято, что потребуется и внесения и изменений в действующее законодательство и существующую нормативную базу. Так что Указ, по сути, запустил маховик управленческой работы на всех уровнях исполнительной и законодательной власти – федеральном, региональном, муниципальном. Вместе с бюджетом региональные власти получает свои региональные показатели, которых они должны будут достигнуть в этот шестилетний период. И это станет не только проверкой для новой когорты губернаторов, и придаст остроты на предстоящих губернаторских выборах.

Но самое интересное, что нынешний указ не отменяет и не прекращает действие ранее принятых майских указов, а также государственных программ. Впрочем, вполне возможна их оптимизация, а может быть даже и корректировка с учетом поставленных показателей, а возможно и прекращение - хотя изначально предполагалось, что именно государственные программы станут одним из действенных инструментов достижения их достижения.

Но как говорится, важно как подсчитать: уже сегодня возникают разговоры о том, чтобы достижение прорывных рубежей не обернулось банальными статистическими подтасовками. Тем более, что такой печальный опыт имеется. К примеру, при исполнении требований указа о ликвидации очередей в детские сады, нередко речь шла просто об увеличении групп в дошкольных учреждениях. Так что и снижение уровня бедности может, при определенных обстоятельствах, стать снижением самой планки, определяющей уровень бедности.

Сам Указ продолжает традицию подписания директивных документов социально-экономической направленности - еще в 2012 году были утверждены одиннадцать программных документа. В этом году Президент, как сообщают информационные агентства, всего лишь через четыре часа после вступления в должность подписал 19-страничный указ, который посвящен двенадцати направлениям с конкретными целевыми показателями. И на этот раз его стержневое направление составляет, прежде всего, социальные вопросы, в основе которых лежит стремление сделать прорыв этой сфере, обеспечить россиянам реальный рост уровня жизни на основе устойчивого развития экономики. Напомним в условиях санкций весьма сложно прогнозируемой международной обстановки, которая делает возможность получения доступа к международной кооперации весьма сомнительной.

В отличие от прошлых лет добавляется новая интрига, которая заключается в контроле за его выполнением. И это связано с реальной возможностью назначения на должность председателя Счетной палаты А. Кудрина, известного своей критикой как старого, так уже и нового состава правительства. Соперничество за качеством контроля за исполнением указа у Счетной палаты будут оспаривать и Общественная палата, и ОНФ, который уже имеет опыт общественного контроля за исполнением поручений Президента, в том числе и майских указов 2012. Так что и на этом поле - кто сможет лучше и качественнее отследить, как исполняются указа – развернется конкуренция, а это дает надежду на реальное его исполнение.




Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©