29 сентября - 05 октября 2017   № 9 (2196) Издается с 1990 г.
Закон о «реинтеграции» Донбассcа нужен Порошенко для продолжения войны
4 октября украинский парламент с неприсущей ему оперативностью и 233 голосами «за» из 450, принял законопроект №7163 «Про особливості державної політики із забеспечення державного суверінітету над тимчасово окупованими територіями у Донецькій та Луганській областях», направленный якобы на возвращение Донбасса под суверенитет Украины. Переводя этот набор слов на более понятный язык, стало очевидным, что кризис на Донбассе украинская сторона решать не намерена, а необъявленная война будет продлена еще минимум на год. Также очевидным становится и то, что от принятия закона президент Украины Петр Порошенко выигрывает дважды. С одной стороны, он сохраняет перед западными «кураторами» лицо, декларируя приверженность мирному урегулированию кризиса. С другой – война, приносящая несусветные прибыли, заканчиваться не должна.

«Кадило крутится – лавэха мутиться»

С неприсущим украинским политикам единодушием и провластная и оппозиционная к Петру Порошенко стороны, сошлись в одном – данный закон, по сути, проблемы на Донбассе не решает, а многие его статьи и правки напрямую противоречат друг другу. Более того, на Украине давно уже поговаривают, что восточный кризис можно было разрешить дипломатическим путем еще пару лет назад, без жертв и кровопролития с обоих сторон. Достаточно вспомнить слоган президентской кампании Порошенко в 2014 году: «Остановим войну 25 мая, сразу же после выборов».

По мнению участника Трехсторонней контактной группы в Минске, украинского политика Виктора Медведчука, законопроекты Порошенко не только усугубляет конфликт, но и на сколько лет вообще отбрасывает какую-либо возможность возвращения «мятежных» районов Луганской и Донецкой областей под украинский суверенитет.

«Проголосовав, как за данный законопроект, так и за определение России, как страны-агрессора, Верховная Рада создала дополнительные барьеры для дипломатического, политико-правового пути решения конфликта. Наряду с другими инициативами власти, раскалывающими Украину на части («закон о декоммунизации», отказ от внеблокового статуса, провозглашение курса на членство в НАТО, закон об образовании, введение торговой, экономической и продовольственной блокады неподконтрольных Украине территорий), новый закон, принятый по Донбассу, отдаляет, если не делает невозможным, возвращение Донбасса на Украину и Украины на Донбасс», - заявил В. Медведчук.

По мнению оппозиционного политика, принятие этого закона не обошлось без давления «западных партнеров». Ведь главная цель этого законотворческого абсурда – оправдать санкции против России с их дальнейшей пролонгацией и ужесточением. Но это лишь для сохранения собственного реноме в глазах западных «доноров». Другой рукой Украина не брезгует принимать и далее российский капитал, а сама Россия за последний год стала третьим по величине инвестором в экономику Украины. Это как понимать?

Ирина Луценко: «Этот закон спасет украинских военных от Гааги»

Впрочем, на Украине особо никто и делает секрета из того, что текст законопроекта согласовывался с Западом и им же корректировался. Накануне, в Администрации президента Украины (АП), заявили, что документ появился на свет после многочисленных консультаций со странами-участниками «нормандского формата» - Германией, Францией, Россией, а также с представителями США.

Впрочем, если внимательно присмотреться к ключевым пунктам документа, то в целом данный закон носит сугубо декларативный характер. Как мы уже и говорили ранее, Украина провозглашает Россию страной-агрессором, возлагая на нее ответственность за ситуацию на временно неподконтрольных территориях. Украина также обещает всячески поддерживать своих граждан на неподконтрольных территориях, оказывать им гуманитарную помощь, поддерживать культурные связи, обеспечить доступ к украинским средствам массовой информации и национальным средствам правовой защиты и т. д. и т. п. А вспомнит ли кто-нибудь, когда в последний раз Украина отправляла на Донбасс гуманитарную помощь? Зато в статьях 8 и 9 данного закона украинская сторона четко дает понять, что любые действия Вооруженных сил Украины на Донбассе отныне станут неподсудными. Как оговорилась по Фрейду представитель президента в ВР, а по «совместительству» супруга генерального прокурора Украины Юрия Луценко – Ирина, именно эти пункты должны «спасти украинских военных от Гааги». Как известно, практика использования армии внутри страны без объявления войны, но в условиях провозглашенной антитеррористической операции, вызывала приличную юридическую коллизию на Украине и многие действия ВСУ считали незаконными.

Еще одним интересным пунктом в законе является целый ряд изменений относительно местного самоуправления на Донбассе. В случае введения на Украине военного положения, («Закон О правовом режиме военного времени»), центральная власть в Киеве наделяет себя правом досрочно прекратить полномочия сельских, районных или городских советов, заменив их на военно-гражданские администрации. А в данном случае, должность глав этих советов перестает быть выборной и их напрямую назначает Верховный Главнокомандующий, то есть президент Петр Порошенко. А это ли не узаконенный путь расставить на Донбассе лояльных к Киеву людей?

Однако, по мнению украинского политолога Владимира Фесенко, вероятность введения военного положения на Украине на данный момент весьма призрачна, ввиду все того же несовершенства украинского законодательства. Идея есть, а как ее реализовывать в рамках закона, никто не знает.

«Это будет что-то похоже на военное положение. Контролируемая Украиной часть Донбасса будет иметь особый порядок управления, будет усовершенствован механизм военно-гражданских администраций и четко определен порядок военных действий в Донбассе. Иными словами, фактически будет узаконены действия ВСУ, а Президенту будут предоставлены полномочия на оперативное и единоличное реагирование в случае военных действий», - говорит политолог.

Украина-России: Нам ваш Крым и даром не нужен

Как мы уже и говорили, кроме массы противоречий, законопроект о «реинтеграции» Донбасса содержит в себе и явно антиукраинские статьи. Иначе, как понимать то факт, что «аннексированный» Россией Крым не только не учтен в программе возврата «мятежных территорий» под суверенитет Украины, но даже не вспоминается в каком-либо другом законопроекте.

«Самое забавное при этом, что режим Порошенко и его сторонники постоянно орут об «оккупации Крыма», но в данном законе Крым в состав «оккупированных территорий» не включён. Более того, если украинские «патриоты» заявляют о том, что Крым оккупирован, и они тоже собираются его «освобождать», как и Донбасс, то по чисто военной логике нужно пытаться освобождать его именно сейчас, пока мост не достроен – потому что после окончания строительства Крымского моста снабжение и переброску российских войск с материка будет осуществлять гораздо проще», - иронизирует В. Фесенко.

Резюмирую закон о «реинтеграции» Донбасса в целом, В. Фесенко уверен в том, что он абсолютно не жизнеспособен и проблему Донбасса в ближайшей перспективе не решит.

«Хотя в законе формально и заявляется о «стремлении к правовому урегулированию», но он фактически отменяет все достигнутые ранее договорённости (которые Киев никогда и не пытался соблюдать), а весь документ пропитан жаждой войны и крови вперемежку с банальной жадностью», - говорит политолог.

Возвращаясь же к пресловутым Минским соглашениям, на которых так настаивает Украина, то принятый закон создает лишь видимость их выполнения Киевом. Но и здесь Украина остается непоследовательной и противоречит сама себе. Если в Минских соглашениях четко сказано, что Россия не является стороной конфликта, а лишь участвует в его урегулировании, то в новом законе ее называют страной-агрессором.

«Где логика? Я не помню ни одного прецедента в истории, чтобы был «агрессор», были «оккупированные территории», а войну никто не объявляли. Наоборот, бывало – состояние войны между странами могло формально длиться десятилетиями, но что бы «оккупация» и «агрессия» имели место без объявления войны – я не могу вспомнить ни одного случая», - говорит В. Фесенко.



Автор - Олег Пономарев, Киев, Украина

Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2017 ©