01 - 07 июля 2009   № (25)1966
Издается с 1990 г.
Krelin-9.Rosvesty.Ru

Riga.Rosvesty.Ru

Kiev.Rosvesty.Ru

Baku.Rosvesty.Ru

Pmr.Rosvesty.Ru









Иновещание и Интернет как конкуренты
В свое время радио считалось величайшим изобретением человечества, которое стирало самые большие расстояния. Рождение Интернета, его выход на международные информационные просторы сопровождаются такими же эпитетами. Мир оказался в плену «всемирной паутины». Выдержат ли такую конкуренцию мировые традиционные системы иновещания?

Вступление в зону кризиса

Население земного шара живет в условиях усиливающегося потока информации. По данным ЮНЕСКО, в докризисные времена выходило около 9 тысяч ежедневных газет общим разовым тиражом свыше 400 млн. экземпляров, функционировало почти 70 тыс. радио- и телестанций. У населения планеты насчитывалось около 1,5 млрд. телевизоров и свыше 2 млрд. радиоприемников. Таким образом, на каждую тысячу человек в среднем ежедневно приходилось около 100 экземпляров газет в день, 236 телевизоров и 380 радиоприемников.

Одновременно почти все государства мира продолжают вести активную информационную деятельность на международной арене, участвуют в обмене информацией. К концу XX века в международном эфире работали 1600 радиостанций более 160 стран. Спектр этих радиоорганизаций чрезвычайно широк: от Би-би-си, имеющей самый большой в мире объем передач для зарубежной аудитории – 1400 часов в неделю, до «Радио Ботсваны» - 100 часов в неделю. До определенного момента на масштабы и технологию информационного потока, предназначенного для зарубежного потребителя, оказывали влияние, прежде всего, состояние международных отношений и технические средства доставки «продукта»: ретрансляторы, расположенные в разных частях мира, система вещания через спутники. Например, радио «Свобода» своим вещанием на русском языке охватывает все пространство России только за счет спутникового вещания.

Однако в настоящее время все большую силу набирает система радиовещания через Интернет. Это дало основания некоторым специалистам утверждать, что мир вступил в эпоху кризиса традиционных СМИ: заметно падают тиражи печатных изданий, сокращается аудитория служб иновещания. Эти СМИ начинают выглядеть по сравнению с Рунетом архаично, поскольку в силу существующей сетки вещания - выход в эфир в строго определенное время - опаздывают в скорости поставки информации «из первых рук». Поэтому информация становится вторичной и часто еще до выхода в эфир теряет свою актуальность. В этих условиях нередко возникал вопрос о целесообразности международного радиовещания в связи с резким сокращением числа его слушателей во многих странах.

Причины такого сокращения объективны по своей сути: политическая либерализация в различных регионах мира, расширение сети независимых источников информации и более свободное ее распространение, возможность использования новой аудио- и видеотехники. Не случайно в большинстве стран мира, имеющих мощную систему иновещания, заметно урезаются бюджеты. «Голос Америки», например, сократил свои передачи на страны Восточной Европы, то же характерно для «Немецкой волны». Нидерландское радио вообще прекратило передачи на арабском и португальском языках. Сокращаются объемы вещания и на «Немецкой волне». Например, последние события в Иране, связанные с президентскими выборами и выступлением оппозиции, показывают, что так называемая альтернативная информация как в эту страну, так и из нее поступает все же не через иновещание, а через Рунет.

Но поскольку государства мира даже в условиях глобализации не отказываются от философии национальных интересов, продолжают бороться за «место под солнцем», а мир остается перегруженным различными региональными конфликтами, то налицо попытка переброски в Интернет разработанных и опробованных на практике элементов «радиовойн». С одной только принципиальной разницей: Интернет-сайты многих мировых радиокорпораций становятся одновременной площадкой для текстового сообщения (газета), для голосового озвучения информации (радио) и телекартинки (телевидение). Таким образом, можно констатировать: Интернет изменил форматы работы иновещания. Остается только вопрос: «Есть ли вообще будущее у иновещания в его традиционном виде?»

Новая игра в эфире

В теории можно предполагать, что аудитория международного радиовещания все же частично сохраняется, ибо Интернет в большинстве стран мира еще только завоевывает информационное пространство. Поэтому считается, что восприятие информации в голосовом оформлении через радиоприемники будет еще долго сохранять свою актуальность. Поэтому, несмотря на сокращение объемов иновещания в разных странах, международное радиовещание все еще пытается сохранить свой исторический статус. Например, «Голос Америки» или британскую радиокорпорацию Би-би-си уже нельзя называть радиостанцией коротковолнового или средневолнового диапазонов. Сейчас они работают комбинированно и на многих частотах: голосовой радиосигнал находится на «одном уровне» с телевизионным сигналом и сообщениями по Интернету. При этом предпринимаются огромные усилия создать собственное информационное пространство за счет выхода из сформировавшихся информационных потоков, создаваемых общеизвестными мировыми информационными агентствами. Делается это за счет подготовки специальных аналитических программ с «оригинальной интерпретацией событий», выработки интерактивной системы общения со слушателями (читателями, телезрителями) - интерактивных программ. Кстати, еще одна примета времени: помимо «Голоса Америки» в международный эфир стали выходить и региональные американские радиостанции: «Радио Калифорнии», например, вещает 86 часов в сутки на 11 языках. Передачи для зарубежной аудитории ведут «Радио Бостона», станции из Флориды, Алабамы и др.

Нечто подобное, правда, специфически, происходит и в России, где помимо «Голоса России» в международном эфире, но пока только на русском языке уже звучат и программы других российских радиостанций. Они работают «камерно и адресно», комплектуют специальный информационный набор, за счет чего им уже удалось быстро завоевать популярность среди русскоязычной зарубежной аудитории. С этой целью из их программ постепенно исключается такой жанр, как комментарий, привносящий в любую информацию долю субъективного восприятия.

В то же время в вещании на Россию многие зарубежные радиостанции стали расширять комментарийно-аналитический жанр: в условиях кризиса граждане России пытаются осмыслить и понять ход событий, который часто подается национальными СМИ в «хаотичном виде». Одним словом, пока ситуация в мировой системе иновещания выглядит следующим образом. Система традиционной радиоподачи информации переживает кризис.

Формирующая структура Интернета набирает с каждым днем все большую силу, но несет в себе еще рудименты архаического иновещания. При этом никто не желает сходить с дистанции и уступать место партнерам или тем, кого считают условными конкурентами. Так, например, в Интернете «Немецкая волна» представлена своими передачами уже на 11 иностранных языках и «Немецкой программой» в полном объеме. Расширяет Интернетвещание и Международное французское радио, сохраняя при этом вещание на коротких, средних волнах, одновременно «вторгаясь» в национальный эфир через УКВ в такие страны, как Португалия, Парагвай, Молдавия, Приднестровье, Литва, Армения, Россия и Украина. Стал заметно увеличиваться и объем передач на французском языке в районах Индийского океана, Северной и Восточной Африки. Даже Международное «Канадское радио», которое ранее не пользовалось репутацией крупного «игрока» в международном эфире, ведет одновременные радио- и интернеттрансляции на английском, французском, русском, украинском, китайском, арабском, а также креольском языках. Не осталось в стороне и «Радио Японии», которое по масштабам зарубежного вещания сохраняет место в десятке ведущих радиоорганизаций мира. По данным «РВ», в настоящее время в Токио рассматривается вопрос о переходе на круглосуточное вещание на китайском языке, учитывая положение, которое может занять китайская экономика после выхода мира из глобального кризиса. В свою очередь все материалы на 38 языках, на которых осуществляется вещание на Международном радио Китая, могут быть прочитаны в Интернете.

В роли мощного глобализатора

Считается, что Интернет — не СМИ, это такая параллельная реальность. Что по мере развития событий постепенно будет восстанавливаться значение и печатных СМИ, и радио, ведь исторически известно, что с появлением радио уже говорили о «смерти» газет, а с появлением телевидения предрекали «смерть» кино. В конечном счете, видимо, радио в целом и иновещание, в частности, сохранят все же свою информационную нишу. Но нельзя отрицать тот факт, что с появлением Интернета произошли серьезные изменения в формате, способе подачи информации, точно так же, как изменилась и система восприятия этой информации. Интернету лучше всех других средств удается связать людей из разных стран между собой. Он превратился в самый мощный информационный глобализатор и источник информации.

Любопытно другое. Во всем мире, в том числе и в России, все государственные ведомства уже давно обзавелись своими сайтами, и информация, размещенная на них, приобретает соответствующий статус. Поэтому Интернет-сайт, с помощью которого, например, осуществляется интернет-вещание «Голоса России», объективно тоже приобретает государственный статус, хотя он все же пока рассматривается как «приложение» к эфирному вещанию.

Это как раз и является определенной ловушкой для иновещания. Одно дело, когда та или иная радио- или телекорпорация имеют собственную широко разветвленную корреспондентскую сеть и информационный поток имеет непрерывный характер. Тогда у вещателя есть возможность для маневра: часть информации озвучивать в эфире, а часть размещать на Интернет-сайте. Если же радиокорпорация лишена такой возможности, то так называемая онлайн-журналистика, которая предполагает постоянное обновление, быстро оказывается в роли ведомого. (События разворачиваются по сценарию: первой новость сообщила какая-либо радиостанция, а вслед за ней об этом же говорят все остальные). В этой связи полезно было бы, например, вспомнить опыт отечественного иновещания: большевики, при скудности бюджетных средств, не экономили на создании широкой корреспонденткой сети, поскольку в независимости информационных потоков усматривали один из главных признаков государственного суверенитета. Второй аспект в деятельности Интернет-радиовещания. Журналисты знают, что тексты, написанные для голосового озвучивания, часто выглядят «коряво» в письменном изложении. Поэтому Интернет-журналистика является абсолютно самостоятельным профессиональным направлением и теряет свой эффект от технологии «приложения».

Кстати, этому искусству пока не научились во всем мире. Одно дело слушать текст в голосовом исполнении по радио, где важное значение для восприятия приобретают интонация, тембр голоса, другое - читать этот же текст в «газетном изложении» на сайте той или иной радиостанции. Поэтому нынешнее так называемое «гибридное иновещание» мало у кого сегодня в мире по-настоящему получается. Происходит потеря синергетического эффекта. Это означает одно: кризис мирового иновещания продолжается - уходя от традиционного вещания, теряя свою аудиторию, оно еще не создало эффективное Интернет-вещание, которое проигрывает большинству информационных сайтов. Но это проблемы временного порядка, и скоро, как показывает опыт, все должно придти в необходимое соответствие.


Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7 499 965-69-37, +7 919 773-61-46, Факс: +7 495 641-04-57
Электронная почта: rosvesty@yandex.ru
All rights reserved. «Российские Вести» 2002- ©