01 - 07 июля 2009   № (25)1966
Издается с 1990 г.
Krelin-9.Rosvesty.Ru

Riga.Rosvesty.Ru

Kiev.Rosvesty.Ru

Baku.Rosvesty.Ru

Pmr.Rosvesty.Ru









Если вывести за скобки ставшее традиционным для развития отношений России со многими странами подписание соглашений об энергетическом сотрудничестве, то нынешний визит Президента РФ Дмитрия Медведева в Баку можно назвать сенсационным. И вот почему.

Говоря о возможностях разрешения карабахского конфликта, глава российского государства сделал заявления о том, что он «может быть урегулирован в достаточно близкой исторической перспективе, и Россия сделает все для этого». Но при этом Дмитрий Медведев подчеркнул, «что подобные конфликты могут быть урегулированы только на основе международного права и взаимного уважения».

Накануне очередной встречи Алиев-Саргсян, намеченной на середину июля в Москве, такое заявление звучит многообещающе. Не случайно появились слухи о новом пакетном соглашении по карабахскому урегулированию, которое подготовили сопредседатели Минской группы ОСБЕ. Во всяком случае, посольство Франции в Баку распространило заявление о том, что состоявшаяся в Париже двусторонняя встреча министров иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова и Армении Эдварда Налбандяна, а затем их встреча с сопредседателями МГ ОБСЕ «прошла в конструктивном духе».

На парижской площадке стороны обсуждали возможности продолжения тех подвижек на переговорах, которые были достигнуты на ранее состоявшейся в Санкт-Петербурге встрече президентов Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна. Поэтому для того, чтобы закрепить эту тенденцию на переговорах, сопредседатели МГ ОБСЕ выдвинули «новые предложения по компромиссам». В контексте подготовки встречи президентов Армении и Азербайджана сопредседатели приняли решение в начале следующего месяца совершить визит в Азербайджан, Армению и Нагорный Карабах.

Однако в этой комбинации многое начинает смущать. Известно, что ранее Баку предпринял немалые усилия для того, чтобы торпедировать подготовленную при посредничестве Швейцарии и при активном участии американской дипломатии турецко-армянскую «Дорожную карту». Ныне активизировалась французская дипломатия. У Парижа с Ереваном свои отношения. Ни для кого не секрет, что основным двигателем этих отношений является многочисленная - около полумиллиона человек - армянская диаспора. Недавно президент Армении Серж Саргсян назначил известного французского шансонье армянского происхождения Шарля Азнавура послом Армении в Швейцарии. А нынешний министр иностранных дел страны Эдвард Налбандян до своего назначения на пост министра был послом во Франции.

Сильны позиции армянской диаспоры и во французском Сенате. Помимо этого, Франция открыто выступает против принятия Турции в Европейский союз, но приветствовала сближение Турции и Армении. Поэтому на фоне циркулирующих слухов о возможном прорыве в урегулировании карабахского конфликта Франция, вслед за США, стала проявлять активность с расчетом, возможно, стать, как некогда в кавказском кризисе, решающей посреднической стороной.

Однако выстраиваемые за кулисами самые хитроумные комбинации могут дать эффект только при одном варианте: конфликтующие стороны должны принять предлагаемые сценарии урегулирования. Какие они? Апелляция к нормам международного права практически неперспективна. Все дело в том, что в главном источнике международного права - Уставе ООН в п.2 ст.1 провозглашается, что первостепенной целью Организации является укрепление всеобщего мира и развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов. А в ст.55 процесс самоопределения народов причислен к оптимальным условиям стабильности и благополучия.

С другой стороны, то же международное право трактует принцип «сохранения территориальной целостности» многопланово и расплывчато, что вызывает в юридической международной литературе огромную полемику. Поэтому Ереван и Баку смогут договориться по Карабаху только в том случае, если примут общее понимание норм международного права. Но реальность пока такова: Баку настаивает на сохранении в своем составе Нагорного Карабаха с предоставлением ему «максимально высокой автономии», в то время как Степанакерт ратует за признание «своей национальной государственности».

Тогда что же имел в виду Президент РФ Дмитрий Медведев, говоря о перспективе, достаточно близкой исторической перспективе карабахского урегулирования? В этой связи бакинский политолог Фикрет Садыхов многозначительно заявил: «Сейчас на повестке дня находится проект большого соглашения по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Он связан с возвращением оккупированных армянами азербайджанских районов». Собственно говоря, именно подобный сценарий дальнейших действий вытекал из подписанной в конце апреля между Арменией и Турцией «Дорожной карты», предусматривающей не только восстановление дипломатических отношений между двумя соседними странами, но и открытие границ. В ответ, как намекали в национальных СМИ «источники» в турецком МИДе, Армения брала на себя обязательства освободить некоторые оккупированные азербайджанские районы. Более того, во время последнего визита в Москву президент Азербайджана Ильхам Алиев на встрече с российскими журналистами говорил о проблеме Лачинского коридора «с пониманием» и считал ее вполне регулируемой.

С другой стороны, и американский сопредседатель в Минской группе ОБСЕ Мэтью Брайза высказывал уверенность в том, что нормализация турецко-армянских отношений должна проводиться независимо от карабахского урегулирования в тактическом смысле, а в стратегическом «будет пересекаться».

Сейчас можно делать только предположения. Или Баку решил вернуться к исходному варианту урегулирования карабахской проблемы, который предусматривается турецко-армянской «Дорожной картой». Либо, как уже не раз бывало, азербайджанская дипломатия, понимающая сложность «игры только на одном поле», будет торпедировать все исходящие с Запада инициативы по карабахскому урегулированию, пока не подтянет ближе к себе Россию. Какой из этих вариантов более реален - мы скоро узнаем.


Последующие после муниципальных и европарламентских выборов в Латвии недели стали, пожалуй, наиболее любопытными с точки зрения дальнейшей расстановки политических сил в этой прибалтийской республике. Напомним, что оглушительную победу на них одержал «Центр согласия», добившись двух мандатов в Европарламент и наибольшего количества депутатских мест в Рижской думе.

Автор - Дмитрий Ермолаев
Последующие после муниципальных и европарламентских выборов в Латвии недели стали, пожалуй, наиболее любопытными с точки зрения дальнейшей расстановки политических сил в этой прибалтийской республике. Напомним, что оглушительную победу на них одержал «Центр согласия», добившись двух мандатов в Европарламент и наибольшего количества депутатских мест в Рижской думе.

Автор - Дмитрий Ермолаев
Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7 499 965-69-37, +7 919 773-61-46, Факс: +7 495 641-04-57
Электронная почта: rosvesty@yandex.ru
All rights reserved. «Российские Вести» 2002- ©