01 - 07 июля 2009   № (25)1966
Издается с 1990 г.
Krelin-9.Rosvesty.Ru

Riga.Rosvesty.Ru

Kiev.Rosvesty.Ru

Baku.Rosvesty.Ru

Pmr.Rosvesty.Ru









По итогам «Золотого витязя»
Мировая премьера нового фильма Натальи Бондарчук «Гоголь. Ближайший» состоялась на Международном кинофоруме «Золотой витязь» в Липецке, где он удостоен самых высоких наград. Успешно прошел пресс-показ фильма несколько дней назад в рамках 31-го Московского международного кинофестиваля. О работе над этой картиной, о необходимости обращения к отечественной классике для осмысления нашей жизни мы беседуем с заслуженной артисткой России Натальей Бондарчук.

- Наталья Сергеевна, известно, что после роли в «Солярисе» вы получали до 40 предложений сниматься в месяц. Однако вы предпочли реализовать себя в качестве режиссера. Почему?

- «Солярис» всегда был фильмом для интеллигенции, но в 70-е его мало кто видел на родине. Он сейчас более популярен, чем тогда. Но я совершенно не стремилась играть наших современниц, мне это было неинтересно. И вдруг узнаю, что Владимир Яковлевич Мотыль работает над фильмом «Звезда пленительного счастья». А надо сказать, что с одиннадцати лет моей самой любимой была книга «Талисман», изданная в Чите в 1959 году. Прибежала к маме: «Представь, мою Волконскую будут снимать!» Конечно же, мимо такого шанса пройти было невозможно.

Три года мы снимали эту картину, с огромными трудностями, четыре директора менялось. С Мотылем я научилась выдерживать все, что очень пригодилось в дальнейшей режиссерской работе. Тогда он намекнул мне, что были некие взаимоотношения между Пушкиным и Волконской. И я решила больше узнать о том периоде, стала интересоваться исторической литературой. Исследовательская работа, которая началась параллельно со съемками «Звезды пленительного счастья», осталась со мной на всю жизнь. К сожалению, в фильме выпала линия Пушкин-Волконская. Она была снята, но ее вырезали, что для меня стало просто катастрофой.

Через много лет, в 1999 году, осознав, что вот-вот наступит празднование юбилея Пушкина, а о нем ни одной картины с 36-го года не было (как, впрочем, и о Волконской - после «Звезды»), я решила ситуацию исправить и внести свою лепту.

- И именно с этого времени вы целенаправленно занимаетесь «золотым веком» русской литературы?

- Я выпустила10-серийный фильм «Одна любовь души моей», где роль Пушкина исполняет мой муж Игорь Валентинович Днестрянский, организовала фестиваль «Золотой век», сняла фильмы «Пушкин. Последняя дуэль», «Лермонтов», «Любовь и правда Федора Тютчева». В двух последних я приглашала на главную роль Николая Петровича Бурляева, который много лет не снимался, ожидая соответствующей роли. Кстати, в фильме о Тютчеве играла его супруга Инга Шатова, с которой у меня сложились очень теплые отношения.

- Как известно, вы их сняли и в новом фильме о Гоголе, актерский состав которого оказался очень неожиданным - Евгений Редько, Анастасия Заворотнюк, Мария Бурляева. Говорят, Маша долго отказывалась сниматься, боясь «подвести маму»?

- Маша очень переживает, что она – дочь известных людей. На ней лежит огромная нагрузка быть продолжательницей того благородства, которое есть в моей матери, Инне Владимировне Макаровой, того огромного масштаба личности, который был в Сергее Федоровиче Бондарчуке.

Нужно было сыграть молодую девушку удивительного достоинства, у которой была самая масштабная переписка с Гоголем. Гоголь доверял ей полностью, и это общение их взаимно обогатило. Она, кстати, не выходила замуж до его смерти и только потом стала княгиней Шаховской. Трудно было найти другую актрису, соответствующую не только возрасту Анны Вильегорской, но и духу ХIХ века. К тому же Маша – профессиональная актриса, закончила ГИТИС, работает в театре имени Маяковского.

Все женщины, которые представлены в фильме, сумели сыграть тонко и достоверно. Валентину Теличкину я выбрала не за внешнее сходство с матерью Гоголя (тут как раз скорее можно говорить о несходстве!); мне нужна была именно ее неординарность, странность. Она - человек глубоко верующий, исповедальный, пишет удивительные картины. При этом Валентина Ивановна не будет кривить душой, если ей что-то не нравится даже в горячо любимых друзьях, она непременно сделает замечание. Вот такая мне и нужна была душа.

Что же касается Настеньки Заворотнюк, то я счастлива, что могу сыграть в ее судьбе поворотную роль. Она мне призналась, что у Табакова играла исключительно лирических, драматических героинь, а потом неожиданно началась ее успешная карьера на телевидении. Эта маска могла пристать к ней на всю жизнь. А роль Александры Смирновой-Россет дает нам возможность посмотреть на Заворотнюк другими глазами. На мой взгляд, она серьезная драматическая актриса.

Мне очень понравилась работа Инги Шатовой - в ней есть открытость души и заинтересованность в другом человеке, которая особенно раскрывается в той сцене, где Гоголь именно ей признается в том, что он посватался к Вильегорской. Всего несколько реплик, но они настолько точны, и этот вердикт: «на все воля божья», эта покорность русской женщины к провидению - их нельзя сыграть, нужно было быть именно вот такой женщиной, которая тихо несет свой крест и в самые тяжелые моменты доверяется богу. Это было в характере Анны Толстой, и это есть у Инги Шатовой.

Изумительны и другие девушки. Например, Аннушка Лев не только снималась во всех моих фильмах, она еще и собирала всякие украинские истории для того, чтобы я насытила Украиной эту картину, которую бесконечно люблю, со всеми ее сложностями, и которой бесконечно предана.

- Представляя ваш фильм, Николай Бурляев отметил, что здесь дан окончательный ответ в споре, чей писатель Гоголь – русский или украинский. Каким образом?

- Гоголь однажды сказал: «Он вобрал все лучшее с украинской стороны, все лучшее с русской стороны, соединил, и вот он - идеал человечества!» Говорил он о другом человеке, но именно этот идеал он в себе чувствовал. Он обожал свою малую родину Украину, как неразрывную часть великой русской земли. И эта любовь пронизывает фильм.

Надо сказать, что моя бабушка, Анна Ивановна Герман, воспитала во мне любовь ко всем народностям, поэтому у меня нет и не может быть пресловутого «квасного патриотизма» (это знаменитое определение дал именно Гоголь). Но при этом, перефразируя слова из финала моего фильма «Пошехонская старина» по Салтыкову-Щедрину, «я люблю Россию до боли сердечной, и желала бы видеть мое отечество счастливым».

- Удивительно точным можно назвать попадание в образ главного героя Евгения Редько. Тут, мне кажется, даже внешнее сходство присутствует…

- Прежде чем пригласить его на роль Гоголя, я несколько раз ходила смотреть его в Российском молодежном театре. В частности, в десятичасовом спектакле «Берег утопий», где он играл Белинского. И поняла, что это именно тот актер, который мне нужен.

Удивительно тонко и проникновенно сыграл графа Александра Толстого Николай Петрович Бурляев, который, к сожалению, снимается в кино крайне редко. Образ четы Толстых, которые приютили умирающего Гоголя, долгое время трактовался предвзято. Мы постарались показать их заботу о Гоголе, их внимание и уважение.

- Как возникло такое необычное название фильма?

- На известной картине Иванова «Явление Христа народу» среди многочисленных фигур выделяется человек с горбоносым профилем и пророческим горящим взглядом. Считается, что его художник рисовал в Риме со своего друга Николая Гоголя. И человек этот – ближайший к богу не только на картине, но и по жизни.

Гоголь к концу жизни для себя четко решил, что он будет отвечать перед богом за все, что он сделал, как писал. Мне хотелось сделать фильм об ответственности художника перед словом и теми образами, которые он создал.

- Фестиваль в Липецке показал, что зритель соскучился по таким картинам.

- Я стратегически неправильно повела себя с фильмом о Пушкине. Мне посоветовали показать в первую очередь фильм критикам. Я всегда готова выслушать критику, но не ожидала такого шквала негатива, который посыпался на мою голову после этого просмотра. На меня обрушились безграмотные, воинствующие корреспонденты, которые упражняются в «стебе», кривляются, издеваются надо всем, над памятью о Пушкине. Им неизвестно, что у поэта были светло-голубые глаза, а не черные, и поэтому мне поставили в вину даже то, что я утвердила на главную роль Сергея Безрукова. «Гоголя» я специально стремилась закончить к этому фестивалю, чтобы его защитил щит «Золотого витязя». И это произошло. Люди подходили, благодарили, стремились просто побыть рядом, прикоснуться.

- Вы намерены продолжать данную тему в своей работе?

- У меня есть потаенное желание заниматься и золотым веком, и вообще людьми духовного плана. В картине «Просите, и будет вам» по роману Лескова «Зверь» появился образ Сергия Радонежского. Мечтаю к нему вернуться. Но на создание такого фильма, безусловно, нужна помощь государства. Тут уж не получится, как это было с Пушкиным и Гоголем, с протянутой рукой обивать пороги. Не поверите: у меня не хватало денег, чтобы скопировать последний фильм на пленку, рассчитаться с оператором, техническими и творческими работниками. Госкино выделило на фильм всего 29 миллионов рублей. Помогли украинские коллеги с киностудии Довженко. Они совершенно бесплатно предоставили нам свои павильоны, где проходили съемки. За это Украина получит право показывать фильм на своем телевидении. С учетом украинской помощи бюджет составил около одного миллиона долларов. С такими деньгами исторические фильмы не снимают! Поэтому если государство поймет необходимость в таких фильмах и поможет, тогда возьмусь за работу с удовольствием. Думаю, что победа Никиты Сергеевича Михалкова на съезде кинематографистов нам такую возможность готовит.

- Наверное, тут можно ожидать и поддержки церкви?

- Меня в свое время Алексий Второй благословил на съемки в Оптиной пустыни. И я очень хочу собрать всех людей, которые мне помогали. Если я заслужу доброе слово от церкви, попробуем вместе фильм распространять. К слову, картина по Лескову вообще первая православная картина в России, и она до сих пор показывается каждое Рождество Христово в семинарии в Сергиевом Посаде. И поэтому я надеюсь, что церковь меня поддержит.

Я сама очень православный человек, пришла к этому самостоятельно, крестилась в 19 лет. Родители и бабушка очень расстроились - боялись, что у меня начнутся неприятности из-за этого. Невозможно было даже крестик найти, его мне отлили из колечка. Церковь моя первая была в Переделкине. Сохранился папин небольшой этюд, где он написал эту церковь с голубыми куполами.

- Вы находите время и силы для работы в созданном вами театре «Бэмби», для поездок по «городам и весям», для съемки документальных фильмов.…

- Мне очень дорог мой театр, который стал продолжением моей семьи. Вместе с мужем мы преподаем, ездим по стране, делаем одно дело. А что касается документальных фильмов, то сейчас собираюсь сделать фильм об отце, Сергее Федоровиче Бондарчуке, в следующем году – его юбилей, 90-летие. Это мой дочерний долг.


28 июня завершился 31-й Московский Международный кинофестиваль, который в этом году отпраздновал очередной юбилей – 50 лет.

Автор - Лада Меркулова
28 июня завершился 31-й Московский Международный кинофестиваль, который в этом году отпраздновал очередной юбилей – 50 лет.

Автор - Лада Меркулова
Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7 499 965-69-37, +7 919 773-61-46, Факс: +7 495 641-04-57
Электронная почта: rosvesty@yandex.ru
All rights reserved. «Российские Вести» 2002- ©