04 - 10 октября 2006   № 36 (1838) Издается с 1990 г.
гроссмейстер от политики и искусства
О политтехнологе Марате Гельмане говорят и пишут много и разное. Как и положено гроссмейстеру, он играет сразу на двух досках - политике и искусстве. И хотя это разные ипостаси человеческого самоутверждения, Гельману удается заявить о своих «принципах» и там и там.

Россия нумерованная

Марату Гельману приписывают авторство многих политтехнологических проектов. Утверждают, что ему и некоторым его соратникам удалось «просчитать» возрождение в России «национального духа» и предложить кое-кому из политиков идею «русского фашизма». Идея прижилась, и о «русском фашизме» быстро заговорили как на Западе, так и в России. Она оказалась чрезвычайно удобной для манипулирования политическими процессами, когда любые (и скажем в скобках, объяснимые существующие межнациональные противоречия) можно было квалифицировать уже в широком историческом контексте. Знающие люди утверждают, что именно на такую удочку и попался в прошлом лидер партии «Родина» Рогозин. (И опять в скобках заметим, что Рогозина раскручивала в политике тоже группа Марата Гельмана).

«Родина» действительно попыталась «оседлать» идею возрождения России на национальных началах. На практике была предпринята попытка обозначить и объяснить все происходящие в стране сложные социально–экономические и политические процессы только как результат борьбы возрождающейся «русской массы» с тем национальным меньшинством, которое «узурпировало в России власть». Именно в таком котле, по замыслу политтехнологов, и должен был родиться новый феномен диссидентства.

Что вышло из этой затеи Гельмана – хорошо известно. Рогозин, рванувшийся было в большую политику на национальной волне, вызвал цунами противостояния здоровых сил общества. Его изгнали, а «Родину» гельмановского образца пришлось объединять с партией Миронова. Однако Гельман быстро перешел ко второй доске- искусству, где все же осуществил задуманный сценарий, но уже в изобразительном варианте.

Так появился проект «Россия-2». По замыслу Марата Гельмана, «Россия-2» - новый русский андеграунд, но со старой идеей. Общественность, не довольная текущим моментом (жесткая вертикаль власти, цензура и прочие не совсем демократические ценности), готовится уйти в подполье и оттуда, из глубины, выражать свое возмущение текущим политическим процессом. Правда, в отличие от диссидентства 70 - 80-х, она теперь должна найти такие способы самовыражения, чтобы ее услышали. «В ситуации, когда оппозиции не существует как таковой, усиливается диссидентство, считает Гельман.- Они не претендуют на власть, они власть критикуют. Диссиденты — это трава истории, они выполняют важную задачу, но никогда не станут реальной силой против существующей власти. Можно вспомнить людей, которые были знаковыми для диссидентства, но при этом не занимались политикой как таковой, — тот же Сахаров… Мое решение вернуться в искусство не является полным уходом от политики, сейчас время одиночек. А художник — это одиночка по определению».

В то же время будем объективными. Если рассматривать «Россию-2» все же не как провокационную политическую акцию, а как сугубо художественный проект, как собственно выставку, то можно сказать, что она в определенной степени удалась. Там были представлены интересные работы: «Мадонна с младенцами» Олега Кулика — автобусная остановка, на которой висит фото шахидки с минами на коленях. Огромная фотография группы «Синие носы» — симпатичный толстяк возлежит на диване в окружении бутылок, наклеек с Че Геварой и прочими атрибутами «левизны». «Революция продолжается» — так называлось фото. Серия картин Авдея Тер-Оганьяна: абстрактные фигуры, всякие кружочки и крестики и надписи внизу, вроде «Эта работа направлена на разжигание религиозной вражды». Фонтан «Блуждающая пуля» Василия Цаголова — трое вооруженных людей справляют нужду на несчастного, вероятно, заложника. На этом фоне неожиданно свежо смотрелись и старые, вроде давно знакомые вещи. Например, гигантская картина Александра Виноградова и Владимира Дубосарского «Тройка».

Подробнее...

Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©